Неборак, Виктор Владимирович |
Поэты и стихи - Украинские поэты |
Ви ктор Влади мирович Небора к (родился 9 мая 1961, Ивано-Франково, Львовская область, УССР) — украинский литератор (поэт, прозаик, литературовед, переводчик, эссеист). Живет и работает во Львове. Участник литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Псы святого Юра». Поэтические сборники «Янтарное время» (1987, Бурштиновий час: Поезії. — Львів: Каменяр, 1987.), «Летающая голова» (1990, Літаюча голова: Вірші. — К: Молодь, 1990.), «Alter Ego» (1993, Alter ego: Поезії 1980 — 1990 років. — К: Український письменник, 1993.), «Разговор со слугой» (1994, Розмова зі слугою. — Івано-Франківськ, 1994.), «Эпос про тридцать пятый дом» (1999, Епос про тридцять п’яту хату. — Львів: Аз-Арт, 1999.). Другие сочинения «Дополненная биография» (1995, Доповнена біографія // БУ-БА-БУ. Т.в.о. /…/ри. — Львів: Каменяр, 1995.), «Возвращение в Леополис» (1998, Повернення в Леополіс. — Львів: Класика, 1998.), «ЛИТОСТРОТОН» (2001, ЛІТОСТРОТОН (книга зібраного). — Львів: Видавництво Львівської політехніки, 2001. — 504 с.), «Введение в Бу-Ба-Бу» (2001, Введення у Бу-Ба-Бу (Есеїстика, хронопис кінця тисячоліття). — Львів: Класика, 2001. — 256 с.), «Перечитанная „Энеида“» (2001, Перечитана «Енеїда» (спроба сенсового прочитання «Енеїди» Івана Котляревського на тлі зіставлення її з «Енеїдою» Вергілія). — Львів: ЛВІЛШ — Астрон, 2001. — 282 с.). «Базилевс: Новонайденные разделы Львовской Книги Перемещений, переписанной в 2005 году» (2006, роман). Анализ творчества Поэтическое творчество Виктора Неборака преимущественно рассматривают в более широком контексте литературной группы «Бу-ба-бу», к которой также принадлежат Юрий Андрухович и Александр Ирванец. Неборак является одним из соучредителей этой группировки, творцом названия группы (аббревиатура от предложенной Андруховичем триады «бурлеск — балаган — буффонада»), а в пародийно-иронической бубабистский иерархии носит звание Прокуратора. «Пред-бубабистский» Неборак (сборник поэзий «Янтарное время», 1987) — поэт скорее романтичного, иногда даже сентиментального склада, в то же время уже с выразительным ироническим и урбанистическим мировосприятием. Начиная с ранних поэтических деклараций одним из главных героев творчества Неборака становится его родной город Львов. С годами частое обращение Неборака к сугубо львовским темам и образам приобрело признаки последовательной программности и даже некоторую нарочитость. Своеобразным апогеем «бубабизма» стал сборник поэзий «Летающая голова» (1990) — полифоническая «книга-карнавал», в которой в полной мере раскрываются и совмещаются раблезианско-ренесансное мировоззрение автора и высокотехническая манера стихосложения. Именно с момента выхода «Летающей головы» в украинской литературной критике начинают говорить о постмодернизме и необарокко. Автор сборника концепционально усваивает знаки массовой молодёжной культуры (сфера рок-музыки, шоу-бизнеса, молодежной моды, сленговые вкрапления в лексике и тому подобное). Сборник «Alter ego» (1993) — книга преимущественно верлибровая, по жанру лирико-медитативная, с претензией на экзистенциально-философские обобщения относительно «фундаментов бытия», в то же время с характерными всплесками самоиронии, как например, в стихотворении «Ужин». Сборник «Разговор со слугой» (1994), задуманный как своеобразное продолжение карнавала «Летающей головы» на новой ступени, в то же время отразила значительные изменения в авторовском мироощущении. При всей внешней игривости и версификаторской изысканности (само художественно техническое оформление сборника решалось как элемент игры — внешне это должно было быть нечто наподобие интимной исписаной от руки тетради) она прежде всего свидетельствует об ощутимом посерьёзнении и постепенном обращении автора к традиционно консервативным, иногда даже фундаменталистским ценностям. Окончательно новые поэтические качества Неборака засвидетельствованы в его сборнике «Эпос про тридцать пятую хату» (1999). Как задекларировано уже в аннотации, ключевой для нее является «проблема укоренения, отыскания экзистенциальных ценностей в пределах малой родины». Для «Эпоса» характерен показ наглядно по крайней мере нескольких творческих метаморфоз поэта. Ироническая полифония переросла в проповедническую, временами саркастическую, карнавальную — с разного рода обращениями, посланиями, письмами и другими, преисполнеными риторики и монологических форм; богемно-легкомысленное, праздничное восприятие жизни перешло в убежденное отстаивание традиционно-христианских семейно-бытовых основ. Виктор Неборак экспериментировал с рок-мущыкой, особенно в первой половине 1990-х годов (аудиокассета «Неборок», 1995), а его долговременные проекты «Реберитация» и «Третье тысячелетие», которые повлияли на формирование в современном Львове новой художественно-литературной среды. |
Читайте: |
---|