Авторизация






Альфьери, Витторио
Поэты и стихи - Итальянские поэты

альфьери, витторио

Граф Витторио Альфьери (итал. Vittorio Alfieri; 16 января 1749 — 8 октября 1803) — итальянский поэт и драматург-классицист, «отец итальянской трагедии».

Жизнь

Учился в Турине, увлёкся литературой и начал писать стихи, рано оказавшись свободным после смерти дяди-опекуна, путешествовал по Франции и Голландии, Швеции и Великобритании; неудовлетворённость странами сочеталась с любовными неудачами, преследовавшими поэта. С 1775 начал писать драмы, сперва по-французски (родным был пьемонтский диалект), затем Альфьери глубже изучил литературный итальянский язык и перешёл на него.

Во Флоренции Альфьери влюбился в принцессу Луизу, графиню Олбани, 24-летнюю жену пожилого британского претендента на престол (Карла Эдуарда Стюарта, некогда «красавчика Чарли»), и, чтобы быть с ней рядом, отказался от наследственного имущества в Турине и передал его сестре. Его возлюбленная с разрешения папы римского ушла от мужа, который дурно с ней обращался; Альфьери последовал за ней в Рим, где сочинил четырнадцать трагедий. Затем поэт путешествовал по Италии, не желая вредить репутации Луизы. Наконец они, покинув Италию из-за гнева деверя Луизы, кардинала Стюарта, воссоединились в Кольмаре (Эльзас) и прожили вместе до конца жизни, не скрывая отношений и деля время между Кольмаром и Парижем, где у них был литературный салон. После Великой французской революции Альфьери и графиня Олбани в 1792 году вновь переехали во Флоренцию (несмотря на тираноборческие мотивы своих трагедий, поэт выступал против якобинцев).

В последние годы Альфьери усиленно изучал греческую драму. Свою бурную жизнь он описал в книге «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим» (издана посмертно, 1806). Альфьери похоронен в флорентийской базилике Санта-Кроче, между Макиавелли и Микеланджело, автором его надгробия является Антонио Канова.

Творчество

Сам Альфьери классифицировал свои трагедии так:

«любовные»

«Клеопатра»

«Филипп»

«Розамунда»

«Софонисба»

«Октавия»)

 «трагедии свободы»

«Виргиния»

«Заговор Пацци»

«Тимолеон»

«Агис»

«Брут I»

«Брут II»

«трагедии о борьбе за трон»

«Полиник»

«Агамемнон»

«Дон Гарсиа»

«Мария Стюарт»

«трагедии семейных чувств»

«Орест»

«Антигона»

«Меропа»

«Альцеста»

«трагедии внутренней борьбы»

«Мирра» — история любви Перея и Мирры.

«Саул»

Альфьери принадлежат шесть комедий в стихах (1800—1802), около 200 сонетов, поэма «Отмщённая Этрурия», 16 сатир, антифранцузские (связанные с наполеоновскими походами в Италию) памфлеты «Мизогалл» (1799), эпиграммы, пять од, переводы из античных авторов. Он писал также теоретические трактаты.

2 апреля 1817 года Анри-Мари Бейль (псевдоним Стендаль) пишет в своем дневнике: Выхожу из театра Нуово (Салерно), где давали «Саула». Надо думать, что эта трагедия действует на национальное чувство итальянцев: оно возбуждает у них восторг. Они находят в Миколе нежное изящество в духе Имогены. Я всего этого усмотреть не могу… Мой маркиз сказал мне, что здесь разрешены только три трагедии Альфьери, в Риме — четыре, в Болонье — пять, в Милане — семь, в Турине — ни одна. Поэтому рукоплескать его пьесам — значит принадлежать к определенной партии, а находить у него недостатки — проявлять крайнее мракобесие. Альфьери недоставало публики. Великим людям чернь также необходима, как генералу — солдаты. По воле судьбы Альфьери рычал против предрассудков, а кончилось тем, что он им подчинился. В политике он никогда не понимал величайшего блага революции, которая дала Европе и Америке двухпалатную систему и разогнала всю старую клику. Среди великих поэтов Альфьери был, может быть, душой наиболее страстной. Но, во-первых, он был всегда одержим лишь одной страстью, а во-вторых, его политические воззрения отличались крайней узостью. Он никогда не понимал (см. последние части его «Жизни»), что для того, чтобы породить революцию, необходимо появление новых интересов, то есть новых собеседников. Наглость, с какой чиновники на заставе Понтино потребовали у него паспорт, и похищение полутора тысяч томов пробудили в его сердце все сословные предрассудки и навсегда помешали ему понять, в чем состоит механизм свободы. Эта столь благородная душа не постигала, что написать что-либо сносное по вопросам политики можно — conditio sine qua non (необходимое условие — итал.), — лишь отметая все мелкие личные неприятности, которым можешь подвергнуться. В конце своей жизни он говорил, что обладать талантом дано лишь тому, кто родился дворянином. Наконец, несмотря на свое доходящее до ненависти презрение к французской литературе, он лишь довел до крайности узкую систему Расина. Для итальянца нет, вероятно, ничего нелепее, чем малодушие Британника или щепетильность Баязета. Одержимый недоверием, он хочет видеть, а ему все время повествуют. Если его пламенное воображение не может в достаточной мере насытиться зрелищем, оно возмущается и уносит его далеко в сторону, поэтому на трагедиях Альфьери так часто зевают…

В 1827 году А. С. Пушкин перевёл монолог Изабеллы из трагедии Альфьери «Филипп» («Сомненье, страх, порочную надежду…»).


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить