Поэтический фестиваль «СловоNova» впервые прошёл в Перми |
Современность - Поэтические фестивали |
24.12.2009 Состоявшийся в Перми 17–20 декабря 2009 года Поэтический фестиваль СловоNova стал одним из самых масштабных событий в литературной жизни российской провинции новейшего времени – не только по степени представительности (сопоставимый состав наиболее заметных российских поэтов участвовал в обозримом прошлом в фестивалях, проходивших в Саратове, Иркутске, Твери), но и по концептуальной и организационной продуманности. Открытие фестиваля прошло в Пермском драматическом театре «Театр», который является ведущей сценической площадкой города (недаром руководитель театра Борис Мильграм был приглашён возглавить краевое министерство культуры, реализуя амбициозную программу превращения города в культурную столицу общенационального масштаба). В связи с трагическими событиями в Перми в начале месяца вечер начался своеобразной мемориальной частью: по одному стихотворению траурной и/или религиозной тематики прочли поэты Алексей Цветков, Тимур Кибиров, Линор Горалик, Фёдор Сваровский и Вячеслав Раков. С приветственными словами выступили Борис Мильграм, его ближайшие соратники по культурному переустройству регионального пространства – куратор Пермского музея современного искусства Марат Гельман и режиссер Эдуард Бояков, – и координатор фестиваля Станислав Львовский. Далее на сцену вышел известный артист Вениамин Смехов с поэтической чтецкой программой, в которой со стихотворной классикой XX века, от Игоря Северянина до Иосифа Бродского, соседствовали сочинения новейших авторов (прежде всего, Дмитрия Александровича Пригова). Основная программа фестиваля, проходившая в Пермском музее современного искусства, состояла из часовых и полуторачасовых блоков, объединявших двух-трёх в том или ином отношении созвучных (а в некоторых случаях, напротив, познавательно контрастных) авторов. В некоторых случаях комбинации были достаточно очевидны – как, например, в случае Тимура Кибирова и Юлия Гуголева, чьи стихи последнего времени строятся на тонком сочетании пафоса и иронии, или в программе, соединившей Александра Скидана, Сергея Тимофеева и Дмитрия Кузьмина, чья поэзия так или иначе впитала в себя опыт американского стиха XX века. В других блоках оказались сведены вместе весьма разнородные авторы: так, Игорь Померанцев и Демьян Кудрявцев, по мысли устроителей фестиваля, представляют собой пример совершенно различного претворения в индивидуальной поэтике свойственной обоим авторам глубокой вовлеченности в информационные потоки. Интересным оказалось соседство двух уральских авторов – Андрея Санникова из Екатеринбурга и Наталии Санниковой из Каменска-Уральского (тождество фамилий в данном случае представляло собой незапланированный дополнительный эффект), один из которых представляет магистральную тенденцию уральской поэтической школы с ее мощной мифогенной основой и насыщенностью метафизическими подтекстами, а другая – всё более заметную в последние годы альтернативную линию уральского стиха, апеллирующую, прежде всего, к детальной достоверности частного опыта. Поэзия Перми и всего Урала была представлена в фестивальной программе еще несколькими акциями, из которых наибольшее внимание привлекло сольное выступление Виталия Кальпиди, вообще появляющегося на публике крайне редко: челябинский поэт, проведший в Перми свою юность, прочёл множество новых стихотворений и интенсивно дискутировал с публикой в своеобразной несколько агрессивной манере. Кроме того, к участию в фестивале были приглашены молодые пермские поэты, из которых наиболее ярко выступили Дарья Тамирова и Иван Козлов. В рамках особого вечера «Голосовые связки» уральские авторы, собравшиеся в Доме Смышляева (Библиотеке имени Пушкина), вспоминали своих ушедших из жизни коллег и читали их стихи. Другая линейка фестивальных событий была посвящена диалогу поэзии с другими видами искусства. В Пермском музее современного искусства развернулась выставка, включавшая в себя, в частности, совместный проект Янины Вишневской и Олега Пащенко (иллюстрирующих стихи друг друга соответственно графикой и фотографией), комикс Хихуса на тексты Фёдора Сваровского, визуальную поэзию и видео Дмитрия Александровича Пригова и др. По традиции, которая стала привычной уже не для одного российского фестиваля, ретроспективу поэтических видеоклипов показали Андрей Родионов и Сергей Тимофеев. В музыкальной программе, проходившей в известном пермском клубе Black & White, стихи Андрея Родионова звучали в сопровождении петербургской группы «Ёлочные игрушки», стихи Олега Пащенко и Янины Вишневской – под музыку пермского поставангардного коллектива «Sphaera Octava», а затем Пащенко выступил также и вместе с легендарной московской группой «Рада и Терновник», заменив в программе заболевшего Дмитрия Воденникова. Наконец, на малой сцене драматического театра, преобразованной под руководством Эдуарда Боякова в экспериментальную постановочную площадку «Сцена-Молот», были показаны три его поэтических спектакля, в той или иной мере воспроизводящие московские постановки Боякова в Театре «Практика», – по стихам Веры Павловой, Елены Фанайловой и Веры Полозковой. Особой страницей фестиваля стала его компактная, но содержательная лекционная часть, ставшая возможной благодаря деятельному участию в организации всего фестивального проекта Марины Абашевой, возглавляющей филологический факультет Пермского государственного педагогического университета. Выступая перед студентами, преподавателями и присоединившимися желающими, Дмитрий Кузьмин в общих чертах описал основные направления развития русской поэзии последних десятилетий, а Илья Кукулин подробнее остановился на особенностях текущего состояния русской поэзии – как в эстетическом, так и в антропологическом измерении. С лекцией выступил также Александр Скидан, посвятив своё сообщение месту Дмитрия Александровича Пригова в новейшей русской культуре. |
Читайте: |
---|