Авторизация






Стафф, Леопольд
Поэты и стихи - Польские поэты

стафф, леопольд

Лео польд Стафф (польск. Leopold Staff; 14 ноября 1878, Львов — 31 мая 1957, Скаржиско-Каменна) — польский поэт, драматург, переводчик.

Биография

По окончании гимназии учился во Львовском университете (1897—1901). Участвовал в деятельности поэтического кружка «Планетницы». Совершил несколько поездок в Италию, год провёл в Париже (1902—1903). Сотрудничал с газетами и журналами. В 1909—1914 редактировал книжную серию «Symposion» издательства «Księgarnia Biblioteki Polskiej B. Połonieckiego», в которой выходили избранные сочинения великих писателей и философов. Годы Первой мировой войны провёл в Харькове (1915—1918). С 1918 жил в Варшаве. Был соредактором журнала «Nowy Przegląd Literatury i Sztuki» (1920—1921). Печатался в газетах «Tygodnik Ilustrowany» (1918—1923), «Kurier Warszawski» (1922—1927), «Gazeta Polska» (1931—1939). Был вице-председателем Общества польских писателей и журналистов (1924), затем председателем (1924—1931). С 1920 член правления профессионального Союза польских писателей, член Польской академии литературы (с 1933) и её вице-председатель (1934—1939).

Во время оккупации Польши жил в Варшаве, преподавал в подпольном университете. После подавления Варшавского восстания жил в Павловицах и Кракове. В 1949 вернулся в Варшаву.

Лауреат Государственной литературной премии (1927, 1951); получал награды Львова(1929), Лодзи (1931), Варшавы (1938). С 1931 почётный член польского Пен-клуба; лауреат награды Пен-клуба (за переводческую деятельность; 1948). Доктор honoris causa Варшавского университета (1939), Ягеллонского университета (1949).

Творчество

В первом сборнике «Sny o potędze» («Сны о могуществе», 1901) следовал символистским исканиям «Молодой Польши» и вместе с тем в ницшеанском духе выступал против декаданса, прославляя деятельность и открытое отношение к жизни.

Автор поэмы о легендарном чародее пане Твардовском «Mistrz Twardowski. Pięć śpiewów o czynie» (1902). В последующих сборниках «День души» (1903), «Птицам небесным» (1905), «Цветущая ветвь» (1908), «Улыбки мгновений» (1910), «В тени меча» (1911) обнаруживаются ориентация на классицистические традиции, интерес к культуре античности и Возрождения, воспевание вечных этических и эстетических ценностей. В сборнике гражданской лирики «Радуга слёз и крови» (1918) отразился опыт войны. В межвоенные годы в сборниках «Высокие деревья» (1932), «Цвет мёда» (1936) совершается поворот к тематике повседневности, появляется скептицизм и юмор. Эти черты разделял со скамандритами — участниками поэтической группы «Скамандр», для которых Стафф был образцом.

Драматургия Стаффа своей тематикой близка его поэзии. Написал аллегорическую трагедию «Skarb» («Сокровище», 1904), три схожих по характеру драмы, основанных на легендах, и две пьесы, приближающиеся к реалистической драме.

Трагизм фашистской оккупации отразился в сборнике «Мёртвая погода» (1946). В послевоенной лирике, стремясь к простоте и непосредственности поэтического выражения общечеловеческих чувств, отказывался от традиционных метрических схем, метафоричности («Лозина», 1954; «Девять муз», 1958).


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить