Авторизация






Цюй Юань
Поэты и стихи - Китайские поэты

цюй юань

Цюй Юань (кит. 屈原, пиньинь Qū Yuán)(второе имя Цюй Пин кит. 屈平), ок. 340—278 до н. э. — первый среди великих китайских поэтов, историческая фигура эпохи Воюющих Царств. Его образ стал одним из самых выразительных символов патриотизма в конфуцианской идеологии.

День ритуального самоубийства Цюй Юаня (день Дуань-у по восточному календарю) отмечается как крупный праздник, известный на Западе под названием Праздник Драконьих Лодок (кит. трад. 端午節, упр. 端午节, пиньинь Duānwǔ jié).

Биография

Будучи потомком аристократического рода, Цюй Юань служил министром при дворе государства Чу (кит. 楚, пиньинь Chǔ). Он выступал за независимость своего края (в союзе с соседними государствами — против гегемонии Цинь (кит. 秦, пиньинь Qin). По легенде, Цюй Юань был оклеветан своим соперником-министром, под влияние которого попал сам правитель Чу.

Вследствие своей бескомпромисности Цюй Юань был выслан из столицы, после чего посвятил себя сбору народных легенд. На склоне холма в деревне Сянлупин (Xiangluping), уезда Цзыгуй (Zigui), пров. Хубэй, до сих пор показывают колодец, в который ссыльный Цюй Юань якобы часто заглядывал в тоске.

В 278 до н. э. столица Чу была захвачена циньским генералом Бай Ци (кит. 白起, пиньинь Bái Qǐ). Узнав об этом, Цюй Юань написал «Плач о столице Ин» (кит. 哀郢, пиньинь Ai Yǐng) и бросился в реку Мило (кит. 汩罗江, пиньинь Mìluó jiāng), совр. пров. Хунань, обняв камень, чтобы утонуть наверняка.

Происхождение праздника Дуань-у

По народным преданиям, местные крестьяне пытались спасти Цюй Юаня, отчаянно, но безуспешно. Затем они разыскивали его тело и старались отпугнуть от него речных духов и рыб — плеском лодочных вёсел и барабанным грохотом. Наконец, они стали кидать в реку рис — как жертвоприношение поэту, а также для того чтобы отвлечь рыб от его тела. Однако дух Цюй Юаня явился однажды ночью его друзьям и поведал, что причиной его телесной смерти стал речной дракон(?). Призрак попросил бросать в реку рис, завернутый в треугольные шелковые пакеты — дабы отпугнуть дракона. Таково, согласно легенде, происхождение традиционных рисовых голубцов «цунцзы» (zòngzi). Впоследствии шелк был заменен на тростниковые листья, в которых рис проваривался и употреблялся в пищу. «Поиски тела на реке» со временем приняли форму состязаний в гребле, причем нос каждой из лодок обязательно изображал драконью голову. Гонками «драконьих лодок» день смерти поэта стал праздноваться ежегодно, в пятый день пятого месяца по китайскому лунному календарю.

Творчество

Цюй Юань традиционно признается первым китайским поэтом чье существование закреплено в письменной традиции. Ему приписывается создание стиля Сао, по называнию поэмы «Ли Сао» (кит. 離騷, пиньинь Lí Sāo). Этот стиль отличается от четырехсложного стиха «Книги Песен»(Ши Цзин) введением переменной длины строк, которая придает поэзии большее ритмическое богатство.

Со времен династии Хань аутентичность поэзии Цюй Юаня оспаривается. В «Исторических Записках» Сыма Цяня ему приписывается авторство пяти произведений, среди которых наиболее известны «Вопросы к Небу», «Плач о столице Ин» и «Ли Сао»(Ламентации, существуют тж. другие варианты перевода).

Согласно Ван И (Wang Yi, 3 век н. э.), кисти Цюй Юаня могут принадлежать до 25-ти произведений, большая часть которых сохранилась в антологии Чуские Строфы(кит. трад. 楚辭, упр. 楚辞, пиньинь chǔ cí).

Среди переводчиков Цюй Юаня была Анна Ахматова, которая перевела также на русский язык «Плач по Цюй Юаню», написанный Цзя И.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить