Авторизация






Ксенофан
Поэты и стихи - Поэты Древнего мира

ксенофан

Ксенофа н Колофо нский (др.-греч. Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος, лат. Xenophanēs Colophōnius; 580/577 до н. э., Колофон, Малая Азия — 485/490 до н. э., Элея, Южная Италия) — древнегреческий странствующий поэт и философ. Покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия. Путешествуя по городам Греции, в старости побывал в Южной Италии и поселился в Элее. Считается основателем Элейской школы и учителем Парменида («первый среди элеатов цельный ум», Аристотель; в отличие от элеатов интересовался не онтологией, но преимущественно теологией и космологией). Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.

Учение

Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:

Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою —

То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:

Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Т.к. люди измыслили богов по своему подобию, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони

Если б писать, точно люди, умели они что угодно,

Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы

С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен.

...

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы...

(Перев. Ф. Ф. Зелинского )

Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет концепцию единого бога. По истине существует только один бог, «наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Поскольку бога Ксенофан считал тождественным миру, его учение является вариантом пантеизма.

По Ксенофану, ни о природе богов, ни обо всем остальном истинного знания быть не может. Достоверным знанием обладает только бог; знание человеческое есть только субъективное мнение и имеет только вероятностный характер; «полной уверенности в существовании богов и единой природы достичь не способен никто, ибо хотя бы некто и встал на верный путь, он бы [сам] этого не узнал, поскольку все есть видимость». В сочетании с критикой Ксенофаном всех философских систем, в глазах античных скептиков такой тезис превращал Ксенофана в провозвестника скептицизма.

Природе Ксенофан приписывает черты, соответственно противоречащие мифам поэтов и взглядам религии. Вере в существование внизу земли ада он противопоставляет учение о бездонности земли, вере в божественность светил — учение об их естественной природе. Составленное из мелких искр Солнце движется над плоской Землей по прямой, каждый день навсегда покидая данный горизонт и каждый день исчезая, когда проходит над необитаемыми местами. Солнц и лун столько, сколько горизонтов. Возникая из воспламенившихся облаков, звезды днем потухают и, как угли, разгораются ночью. Все, что рождается и растет, есть земля и вода, море — отец облаков, ветров и рек; люди родились из земли и воды.

Как странствующий учитель «мудрости», а также своей концепцией просвещения, этическим утилитаризмом, гносеологическим релятивизмом и полемическими приёмами Ксенофан предвосхищает софистов V в. до н. э.

Сохранились фрагменты главного произведения Ксенофана — «Силл» (Сатир) в 5 книгах, направленного «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.

Утверждения

Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.

Бог внутренне присущ миру, который обожествляется.

В чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность.

Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.

Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.

Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.

Подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — [только] субъективное мнение.


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить