Авторизация






Шазар, Залман
Поэты и стихи - Поэты на идише

шазар, залман

Залман Шазар (ивр. זלמן שז ר‎, урождённый Шне ер За лмен Рубашо в, или Залман Львович Рубашов, 24 ноября 1889, Мир, Российская империя — 5 октября 1974, Иерусалим, Израиль) — израильский общественный деятель, писатель, поэт, политик, третий президент Израиля с 21 мая 1963 до 24 мая 1973. Публицистику, художественную прозу и поэзию писал на иврите и идише.

Биография

Родившись в хасидской семье, Шазар получил религиозное образование и ещё в молодости вступил в партию Поалей Цион.

Во время Революции 1905 года участвовал в организации еврейской самообороны в Белоруссии и на Украине.

Участник подпольного съезда Поалей Цион в Минске в 1906 году.

В 1907 переехал в Вильну. Летом 1907 вместе с другими лидерами движения был арестован и приговорен к двум месяцам тюремного заключения. После освобождения Шазар поступил на организованные в Санкт-Петербурге бароном Д.Г.Гинцбургом Высшие курсы востоковедения, среди преподавателей которых были С.Дубнов и И.Л.Каценельсон.

Лето 1911 Шазар жил в Эрец-Исраэль, работал в кибуце Мерхавия, где знакомится с Б. Кацнельсоном и поэтессой Рахель Блувштейн.

В 1912 Шазар уехал учиться в Германию. Занимался во Фрайбургском и Страсбургском университетах. В 1914 интернирован в Берлин как российский подданный. Продолжал учёбу в Берлинском университете. Специализировался по библеистике и истории восточноевропейского еврейства.

Шазар принимал активное участие в сионистском движении в Германии. Он был среди основателей сионистского рабочего движения в 1916 и движения Хе-Халуц в 1917.

На съезде Поалей Цион в Стокгольме в 1919 Шазар был избран в Комиссию по изучению экономического положения в Палестине и разработке плана развития хозяйства страны на кооперативной основе. В отчете Комиссии, опубликованном в 1920, Шазару принадлежали разделы о еврейской занятости в Палестине и о сельскохозяйственных коммунах. В 1920 в Иерусалиме Шазар женился на Рахели Кацнельсон (1885–1975), с которой он познакомился ещё на Высших курсах востоковедения.

На съезде Поалей Цион в Вене в 1920, где произошёл раскол по вопросу об отношении к коммунизму, Шазар стал одним из лидеров «правого крыла». В 1921 участвовал в съезде Всемирной организации Хе-Халуц (открывал съезд). С 1922 по 1924 в Вене читал лекции по еврейской истории в Еврейской учительской семинарии. В 1924 Шазар переселился в Эрец-Исраэль. Был избран в секретариат Гистадрута. Затем стал членом редакции печатного органа Гистадрута, газеты «Давар», а впоследствии — главным редактором газеты и главой гистадрутовского издательства «Ам - овед». В эти годы он неоднократно выезжал за границу по поручениям Гистадрута, Всемирной организации Поалей Цион, партии МАПАИ и других. Немалую роль в успехе этих миссий играли его выдающиеся ораторские способности.

В ноябре 1947 Шазар был членом делегации Еврейского агентства на Генеральной Ассамблее ООН. Во время своего пребывания в Нью-Йорке установил контакт с Любавичским ребе И.И. Шнеерсоном, который согласился помочь созданию в Эрец-Исраэль поселка для приверженцев движения Хабад. С детства эмоционально связанный с Хабадом, Шазар проявлял постоянный интерес к развитию поселка Кфар-Хабад. Во время визитов в США уже в качестве президента Израиля в 1966 и 1971 годах он посещал Любавичского ребе в Бруклине.

В 1949 Шазар был избран отпартии МАПАИ в Кнессет 1-го созыва, а затем был членом Кнессета 2-го (1951) и 3-го (1955) созывов. С 1949 по 1951 занимал пост министра образования и культуры в правительстве Бен-Гуриона. По его инициативе был принят закон об обязательном школьном образовании (1949).

В 1952 Бен-Гурион предложил ему пост посла в СССР. Шазар подал в отставку из правительства, готовясь отправиться в Москву, но послом его так и не назначили — правительство СССР отказалось принять его в качестве посла Израиля. Шазар стал членом Исполнительного комитета Еврейского агентства, возглавив отдел информации, а с 1954 — отдел образования и культуры еврейской диаспоры. С 1956 по 1960 он был председателем Иерусалимского исполнительного комитета Еврейского агентства.

В 1963, после кончины Ицхака Бен-Цви, Залман Шазар был избран президентом Государства Израиль. В 1968 переизбран на второй срок. Он не ограничивался лишь исполнением государственных обязанностей: в его резиденцию приходили израильские учёные, писатели, деятели искусства и еврейские интеллектуалы со всего мира. Здесь проходили регулярные встречи группы по изучению Библии, кружка по изучению еврейства диаспоры, действовавшего в сотрудничестве с Институтом современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме и т. п. Шазар основал фонд «Амос» для оказания содействия израильским учёным и деятелям искусства. 1969 Шазар записал одно из обращений доброй воли, доставленных на диске на Луну космическим кораблём Аполлон-11

Творческая и научная деятельность

В Минске в 1906 году познакомился с Ицхаком Бен-Цви, который привлёк Шазара к участию в издательской деятельности движения. В 1907 году переводил с русского на идиш статьи Бера Борохова и Бен-Цви для журнала организации Поалей Цион «Дэр пролетаришер геданк» (пролетарская мысль). Шазар в те годы зарабатывал на жизнь статьями в российской и американской прессе на идише.

Во время первой мировой войны как активный участник сионистского движения в Германии, регулярно публиковал свои статьи в «Юдише рундшау». С 1930 по 1932 совместно с Х. Арлозоровом издавал ежемесячник «Ахдут ха-Авода». Шазар оставил богатое литературное наследие, включающее прозу (сборник автобиографических очерков «Кохвей бокер» — «Предрассветные звезды», перевод на английский, французский, испанский и идиш, сборник мемуарных очерков о лидерах сионистского движения и деятелях еврейской культуры «Ор ишим» — «Светочи», 1963), поэзию (в том числе его многочисленные переводы, в частности, стихи Рахели на идиш, 1932), публицистику и научные исследования (например, ряд работ о саббатианстве и франкизме, в которых содержится новый взгляд на сущность этих движений). Шазар также был одним из пионеров библеистики на иврите (редактор и один из авторов сборника «Толдот биккорет ха-Микра» — «История библейской критики», 1925).

Он внёс вклад также в изучение истории языка идиш. В частности, им были изучены опубликованные С. М. Дубновым респонсы 15—17 веков, содержащие помимо раввинских заключений также записанные разговорной речью показания истцов и свидетелей на идише (Залмен Рубашов, Йидише гвиес-эйдесн ин ди шайлэс-чувэс фун онhейб 15тн биз соф 17тн йорhундерт, «hисторише шрифтн», № 1, ИВО: Вильнюс, 1929, переиздано в 1971). В этой работе рассмотрены различия между разговорной и письменной формами средневекового идиша. Шазаром была опубликована одна из ранних версий на идише средневековой легенды «Маасэ Нора» рабби Йосефа де ла Рейна, переведена с идиша на иврит «История Саббатая Цви» реб Лейба бар Ойзера XVII века (издана с параллельным текстом на идише и иврите издательством Залмана Шазара в Иерусалиме в 1978). Переводами на идиш, преподаванием и публикацией литературы на этом языке занималась и жена Шазара Рахель Кацнельсон (см. например, Рохл Кацнельсон-Рубашов «Вос арбетернс дерцейлн: а эрэц-исроэл бух» — О чём говорят работницы: книга Эрец-Исраэль, Нью-Йорк, 1931). Несмотря на это, после назначения Шазара главой отделения культуры Еврейского агентства (Сохнут), он по идеологическим причинам добился закрытия субсидируемой агентством сети школ Шолом-Алейхема с обучением на идише в Аргентине.


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить