Авторизация






Симоненко, Василий Андреевич
Поэты и стихи - Украинские поэты

симоненко, василий андреевич

Васи ль Андре евич Симоне нко (укр. Васи ль Андрі йович Симоне нко; 8 января 1935, село Биивцы, Лубенский район, Полтавщина — 13 декабря 1963, Черкасы) — украинский поэт и журналист, один из наиболее ярких представителей поколения шестидесятников .

Биография

Детство и юность

Василь Андреевич Симоненко родился 8 января 1935 года в крестьянской семье в с. Биивцах Лубенского района Полтавской области. Воспитывался без отца, одной лишь матерью, Анной Фёдоровной, и дедом по материнской линии. Позже сам Василий свои детские переживания отразил в поэзии:

В мене була лиш мати

Та був іще сивий дід, -

Нікому не мовив тату

І вірив, що так і слід.

Лишь когда Симоненко получил признание как журналист и поэт, отец навестил его, однако, позволив переночевать, на следующее утро Василий открыл перед ним двери со словами: Ты слишком опоздал, папа .

Зрелые годы

Обстоятельства смерти

В 1962 году Василь Симоненко вместе с А. Горской и Л. Танюком обнаружили места захоронения расстрелянных НКВД на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в Быковне, о чём и было сделано заявление в городской совет. После этого он был несколько раз жестоко избит неизвестными. В 1963 году, вскоре после избиения, он умер от скоротечной болезни почек.

Творчество

Писать стихи начал в студенческие годы. В условиях дотошной советской цензуры печатался неохотно: при его жизни вышли только сборники стихотворений «Тиша і грім» (1962) и сказка «Цар Плаксій і Лоскотон» (1963). Зато уже в те годы приобрели большую популярность самиздатовские стихотворения Симоненко. Тематически они составляли сатиру на советский строй («Некролог кукурудзяному качанові», «Злодій», «Суд», «Балада про зайшлого чоловіка»), описание тяжелой жизни советских людей, особенно крестьянства («Дума про щастя», «Одинока матір»), разоблачения жестокостей советской деспотии («Брама», «ранітні обеліски, як медузи…»), клеймение русского великодержавного шовинизма («Курдському братові») и т. д. Отдельный значительный цикл составляют произведения, в которых поэт выражает любовь к своей родине Украине («Задивляюсь у твої зіниці», «Є тисячі доріг», «Український лев», «Лебеді материнства», «Україні» и др.).

Самиздатовским творчеством Симоненко, по определению критики, стал на путь, указанный Тарасом Шевченко, и вошёл в историю украинской литературы как определяющая фигура борьбы за государственный и культурный суверенитет Украины второй половины 20 в. Судьба литературного наследия Симоненко неизвестна. Его самиздатовская поэзия, на советской Украине в незначительной части опубликованная в искаженном виде, распространилась за границей и была опубликована (вместе фрагментами дневника поэта «Окрайці думок») в журнале «Сучасність» (ч. 1, 1965) и в сборнике избранных стихотворений Симоненко «Берег чекань» (1965 и 1973). В УССР по смерти Симоненко из его наследия издано сказку «Подорож у країну Навпаки» (1964), сборник стихотворений «Земне тяжіння» (1964) и выборка из творчества «Поезії» (1966), сборник новелл «Вино з троянд» (1965; эти новеллы также вошли в второе издание сборника «Берег чекань» за границей).

Критика

Советская критика в первое десятилетия спустя после смерти Симоненко пыталась парализовать влияние его самоиздатовской поэзии полным замалчиванием её, одновременно канонизировав наследство умершего поэта как безупречно «партийное», но в дальнейшем, при выразительной тенденции к замалчиванию творчества Симоненко в целом, начата была ревизия его наследия как несовместимого с «партийностью» в литературе (М. Шамота). Зато высокую оценку, с особым подчеркиванием гражданского мужества поэта, получила поэзия Симоненко в самиздатовской критике (И. Дзюба, И. Светличный, Е.Сверстюк).


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить