Вакхилид |
Верфель, Франц |
Гейне, Генрих |
Штерн, Авраам |
Шемер, Наоми |
Шагал, Марк Захарович |
Барков, Иван Семёнович |
Ржевский, Алексей Андреевич |
Сумароков, Александр Петрович |
Гиппиус, Зинаида Николаевна |
Ахмадулина, Белла Ахатовна |
Поэты и стихи - Русские поэты |
Бе лла (Изабе лла) Аха товна Ахмаду лина (10 апреля 1937, Москва) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Биография Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин по национальности, заместитель министра, а мать — русская, итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи ещё в школьные годы. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г. В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень». Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977) «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводит Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «МетрОполь». В 1993 году подписала «Письмо 42-х». Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове. В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав. Семья Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия Нагибина. Жена театрального художника Бориса Мессерера. Творчество Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолет, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для ее поэзии все — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; все может стать одухотворенным, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчужденное употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем ее поэзия стала проще, эпичнее. Стихотворные сборники «Струна» (1962) «Озноб» (Франкфурт, 1968) «Уроки музыки» (1969) «Стихи» (1975) «Свеча» (1977) «Сны о Грузии» (1977, 1979) «Метель» (1977) альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980) «Тайна» (1983) «Сад» (1987) «Стихотворения» (1988) «Избранное» (1988) «Стихи» (1988) «Побережье» (1991) «Ларец и ключ» (1994) «Шум тишины» (Иерусалим, 1995) «Гряда камней» (1995) «Самые мои стихи» (1995) «Звук указующий» (1995) «Однажды в декабре» (1996) «Созерцание стеклянного шарика» (1997) «Собрание сочинений в трех томах» (1997) «Миг бытия» (1997) «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999) «Возле елки» (1999) «Друзей моих прекрасные черты» (2000) «Стихотворения. Эссе» (2000) «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000) |
Читайте: |
---|