Янкелевич, Янкл |
Дельвиг, Антон Антонович |
Ламартин, Альфонс де |
Ошанин, Лев Иванович |
Багрицкий, Эдуард Георгиевич |
Йейтс, Уильям Батлер |
Тит Лукреций Кар |
Ксенофан |
Готтфрид Страсбургский |
Гейм, Георг |
Кьябрера, Габриэлло |
Поэты и стихи - Итальянские поэты |
Габриэ лло Кьябре ра (итал. Gabriello Chiabrera; 18 июня 1552, Савона — 14 октября 1638, там же) — наряду с Марино один из наиболее известных итальянских поэтов рубежа XVI—XVII вв. Биография Кьябрера учился в коллеже иезуитов в Риме; общался с Паоло Мануцио (сын известного гуманиста Альда Мануция), другом Ронсара Марком-Антуаном Мюре, мыслителем-аристотеликом Спероне Сперони. В 1575 г. познакомился с Тассо. В 1579-1581 совершил множество криминальных выходок и чуть не стал членом бандитской шайки. В середине 1580-х вернулся в Савону, занимал ряд административных должностей, посещал с дипломатическими миссиями Геную. Многие из его стихотворений связаны были с прославлением различных княжеских династий: Савойских, Гонзага, Сфорца, Эсте, Орсини, что способствовало его социальному преуспеянию. Среди покровителей Кьябреры был и папа Урбан VIII. С 1600 г. находился на службе у великих герцогов Тосканских. С 1602 г. и до конца жизни жил у себя на родине. Творчество В трёх масштабных эпических поэмах Кьябреры: Война готов (Della guerra de’ Goti, 1582), Флоренция (Firenze, 1615), Амадеида (Amedeide, 1620-1635), которые поэт считал наиболее существенной частью своего творчества, прослеживается упорное стремление автора избегать характерных для барокко метафор, следовать эстетической модели Освобождённого Иерусалима Тассо и добиться строгой классицистичности. Между тем в историю литературы Кьябрера вошёл именно как лирический (а не эпический) поэт, причём как сами избираемые им жанры, так и метрика стихов Кьябреры, и его повышенный интерес к изобразительному искусству роднят его с Марино. Лирика Кьябреры ориентирована на античные образцы -- прежде всего на Пиндара, за что поэт был при жизни прозван «итальянским Пиндаром , -- а также на Анакреонта, Горация и Катулла. Лирическая продукция Кьябреры чрезвычайно обширна: три тома Канцон (Canzone, 1586-1588), один Канцонетт (Canzonette, 1591), Шутки и нравственные канцонетты (Scherzi e canzonette morali, 1599), Различные манеры тосканских стихотворений (Le maniere de’ versi toscani, 1595-1599) и т.д. Все эти сборники неоднократно перекраивались автором. Стихотворения Кьябреры высоко ценились за музыкальность (в этом отношении он выглядит как предшественник Метастазио и Аркадии) и изощренную строфику. Кьябрере принадлежат также тексты для шести «музыкальных драм». В их числе наиболее известна приуроченная к торжествам по случаю бракосочетания Марии Медичи и Генриха IV аллегорическая постановка Похищение Цефала (Il rapimento di Cefalo, 1600) на музыку Каччини. Таким образом, он относится к числу литераторов, стоявших у истоков оперы. |
Читайте: |
---|